С разрешения главы дружественной нам Школы Го И Вейчи «Стожар» я публикую Правила этикета Го, составленные Константином Возниковым. На сегодняшний день это, пожалуй, наиболее полный свод правил этикета, охватывающих все этапы подготовки и проведения игры.
Конечно, в правилах есть и своя специфика. Ведь они составлены в рамках живой школьной традиции и отражают в себе проблемы и особенности конкретной школы. Но это лишь повышает ценность данного материала. Тем более, что правила этикета Го почти неизвестны ни в России, ни в Европе. Частично они утрачены и в Азии с гибелью школьной традиции, и потому заменены правилами спортивных состязаний.
Надеюсь, что публикация правил этикета поможет нам стать ближе к высокому стандарту искусства Го.
Михаил Емельянов, ведущий инструктор Русской Школы Го и Стратегии.
Рецензии на статью К.Э. Возникова «Этикет Школы Го И Вейци «Стожар»:
Приятное впечатление производит композиция работы К. Э. Возникова «Этикет Го. Школа Го И Вейчи «Стожар». Заглавия отдельных модулей выбраны четко и точно, и позволяют читателю легко ориентироваться в тексте. В общем, такого рода компендиум давно уже востребован го-сообществом. Тема развернута с редко встречаемой полнотой. Работа К. Э. Возникова в качестве программного текста является ценным образцом и примером для всех, кто стремится развивать Го в своей стране, регионе, городе. В начало такого развития, среди прочего, несомненно, должен быть положен подобный Этический кодекс, опубликованный, и легкодоступный для всех.
На первый взгляд, работа «Этикет Го. Школа Го И Вейчи «Стожар» ориентирована исключительно на внутренние для Школы «Стожар» правила и столь же внутренние этические моменты. Однако это не совсем так. Следует учесть, что многое из изложенного вполне применимо и к другим сообществам и группам (клубы, кружки, школы, ассоциации, федерации), поскольку акцент работы делается не только на этикете собственно Школы «Стожар», но и на Этикете, как таковом, и понятии о нем в целом. Рассматриваемый, как частный случай, т.е., как этикет собственно Школы «Стожар», он сам по себе, безусловно, представляет интерес. В то же время, сама работа К. Э. Возникова «Этикет Го. Школа Го И Вейчи «Стожар», является ценным вкладом в освещение и осмысление данной темы, а многие из её положений имеют не только рекомендательный, но и универсальный характер.
Константин Байрактаров, магистр философии, магистр математики-информатики, Болгарская Ассоциация Го
В «Этикет Го. Школа Го И Вейчи «Стожар» Константин Эд. Возников многогранно рассматривает игровую практику Го: учебная партия, дружеская партия, турнирная партия, сеанс, игра с гандикапом и с часами. В работе автор охватил немало деталей игровой практики. Проливается свет на все необходимые действия до игры, во время игры и после игры, которые говорят о хорошем поведением и взаимоотношениях партнеров. Обладая большим опытом в практике Го, автор испытал, проверил и исследовал значение всех элементов, сопровождающих общение за игровой доской. Практика Го отражает дух игры, который связан с сердцем.
Когда налицо понимание этих тонких вещей, тогда игра оппонентов становится для обоих максимально удовлетворяющей. Эти этические нормы хорошего и сердечного поведения за доской напоминают чайную церемонию, которая сама по себе является примером чистейшего проявления этикета. Сам этикет представляет систему поведенческих норм, а его соблюдение — выражение в этичности игроков.
Как показывает автор, этикет не является самоцелью: он красной нитью связывает и предпосылает комфортабельные физические и психологические условия для полноценного взаимодополняющего со-творчества участников игрового процесса. Все это основано на реальном опыте, и в работе К.Э.Возникова обусловлено стремлением сохранить и передать традицию.
Йони Лазаров, магистр математики, Болгарская Ассоциация Го
источник: Библиотека Школы Го И Вейчи «Стожар»
ЭТИКЕТ ГО
Идущие Путем Го, среди прочих целей, видят главную: совершенство Разума и Духа. У них нет, и не может быть потребности возвышать себя над другими людьми, в том числе и посредством интеллектуального поединка, но есть стремление исследовать, познать и приобрести новые знания, качества и умения. Занятые этим делом, они понимают, что достигать нужного результата наиболее продуктивно возможно именно в сотрудничестве с партнером, а не в одиночку, и не в единоборстве с самим собой и чужой волей, проявленной камнями другого цвета. В этом заключен один из основных парадоксов «И Го» и, в большей степени, искусства «И».
Единение и противоборство без противопоставления и обособления!
Такое понимание и отношение к Го выдвигает высокие требования к состоянию духа каждого практикующего Го, и повышает их ответственность друг перед другом.
Традиции и этикет, являются, в том числе, и способами передачи и настройки Духа. Это – и путь, и вход в особое душевное состояние, необходимое для эффективного достижения намеченных целей. Отсюда и красная нить (с позиций целесообразности) этикета Го: создать как можно более располагающие и комфортные физические и психологические условия, для полноценного взаимодополняющего сотворчества участников процесса.
Правила этикета Го испытаны временем, пронизаны и насыщены достоинством, рациональностью, целесообразностью, почтением, дружелюбием и доброжелательностью. Взгляните на них, как на чудесную возможность открыто выразить своё отношение к партнеру и происходящему, без всякого риска показаться нескромным или навязчивым, холодным или напыщенным, и т.п., и в итоге оказаться непонятым, как это часто бывает. Далеко не всегда в реалиях современной жизни мы имеем возможность позволить себе подобное.
Среди девизов Школы Го И Вейчи «Стожар» есть и такой: «Уважай традиции!» Мы помним, бережем и чтим это наследие.
Этикет Го, принятый в Школе «Стожар», построен на древних традициях, естественном дружелюбии и чувствах сопричастности и искреннего уважения, которые испытывают настоящие вейчисты друг по отношению к другу. Именно в силу искренности этих чувств, их проявление и демонстрация с помощью описанных ниже церемоний, не может быть ни чрезмерной, ни недостаточной.
Многие вейчисты, играя друг с другом в Го, зачастую становятся друзьями. Дружеские отношения естественным образом вносят изменения в поведение людей, и, иногда, даже в ритуал проведения партии. И все же, даже близким друзьям, мы настоятельно советуем придерживаться приведенных ниже рекомендаций.